Школа школе рознь, или Воспитание добродетелей по-штайнеровски


Посвящается всероссийскому Дню Учителя (5 октября).

Святой Георгий, поражающий дракона

Святой Георгий, поражающий дракона

Сегодня, 6 октября, у моего старшего сына в школе было родительское собрание. Учится он во 2 классе антропософской (штайнеровской) школы, которая в России зовется просто-напросто вальдорфской. Слушая рассказы учительницы о программе на текущий учебный год, невольно всплывали воспоминания о доперестроечной образовательной системе, использовавшей учительскую указку в качестве основного двигателя нравственного воспитания подрастающего поколения.

Как же решается этот вопрос у штайнеровцев?

Ко 2 классу, то есть в 7-8 лет, развитие ребенка переходит на следующий уровень — с телесного (формирования и быстрого роста основных органов и функций организма) на уровень чувств. Ребенок в этом возрасте начинает видеть мир черно-белым: для него все подразделяется на хорошее и плохое, доброе и злое, а серых тонов почти нет. Такая поляризация позволяет воспринимать реальность острее, сознательнее и осмысленнее. Вот в этот-то период и начинают им рассказывать истории, в которых эти два полюса получают наиболее отчетливое выражение.

Чтобы привить ребенку добродетели, моралей здесь не читают. Обучение проводится образами, аппелирующими к детским чувствам. Почти каждый день учительница рассказывает притчи и басни о животных, каждое из которых наделено каким-либо человеческим качеством в ярко выраженной форме: хитрая лиса, трудолюбивый муравей, ленивый сверчок. Поступки животных и их последствия, взаимодействие между персонажами и т.д. учат ребенка разбираться в человеческих качествах и ненавязчиво, без обвинений, и даже с юмором указывают им на самих себя.

Немного позже учительница вводит рассказы о святых. Это легенды, в которых святые тем или иным образом сталкиваются со злонамеренными животными (например, львом) и побеждают их. Такова, например, легенда о святом Георгие, победившем дракона.

Идея такова, что животные из сказок представляют низшее (животное) начало, в то время как святые — высшее (божественное) начало. Погрузившись и «наплававшись» вдоволь в «болоте» низших человеческих качеств, таких как леность, жадность, хитрость, грубость и неблагодарность, ум ребенка взмывает к новому, высшему образу святой личности, побеждающей низшую природу (убивая дракона, например). Так, через глубоко прочувствованные образы, в сознание ребенка внедряется идея божественного — добродетели; мысль о том, что он сам способен сбросить с себя тянущий вниз груз материальной обусловленности, освободиться от цепей эго и достичь высокой ступени божественного (о)сознания.

А историю про святого Антония расскажу завтра.

Про второе родительское собрание читайте «Как прошел февраль, или Чему и как учат детей в вальдорфской школе».

Понравилось? Подпишитесь здесь на все свежие сообщения моего блога! Можно оформить подписку по почте здесь — тогда все новости будете получать в почтовый ящик.


Реклама
Запись опубликована в рубрике Вальдорфская школа, Воспитание, Детское с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s