Как прошел февраль, или Чему и как учат детей в вальдорфской школе


Февраль прошел очень напряженно. Хотя интересно и даже иногда захватывающе. Сынóвья школа целый месяц вовлекала родителей в школьный процесс.

В начале февраля все родители начальной школы (а к таковой здесь относятся 6 классов:  с 1-го по 6-й, т.е. с 6 до 12 лет) собрались в актовом зале, чтобы полюбоваться на презентации, которые подготовил каждый класс в отдельности, и суть которых состояла в том, чтобы продемонстрировать родителям (и другим заинтересованным персонам), каким образом происходит обучение и чего достигли дети. Каждый класс провел на сцене минут 15.

Первоклассники показали, как они изучают счет (а делают это в нашей школе буквально руками и ногами, т.е. хлопая и топая), спели песенку на английском. Второклассники, к коим относится и мой дорогой и любимый отпрыск, продемонстрировали работу над таблицей умножения (тоже руками и ногами), спели песню на немецком и показали сценку «Три поросенка» на английском.

В пятом мне понравилась демонстрация упражнений на тренировку социальных навыков: они показали, как они развивают чувство доверия к одноклассникам. Один ученик шел с закрытыми глазами по узкой скамейке, ведущей вверх, а другой должен был направлять его, давая верные указания. Конечно, самым захватывающим моментом в этом упражнении является достижение конца скамейки, ведь ведущему надо вовремя отдать указание спрыгнуть, чтобы одноклассник, доверившийся ему, не свалился с метровой высоты. Во всех случаях это им удалось, но, как заметили родители, больше все-таки волновался не тот, кто шел по скамье, а тот, кто давал указания.

Интересным было также выступление 6 класса. Они показали эксперимент с водой — растворение вещества в горячей и холодной воде, — и на основе результатов этого эксперимента дети должны были сделать каждый свои выводы. Несколько детей поделились своими наблюдениями, и интересно было отметить, что в наблюдениях этих каждый ребенок продемонстрировал прежде всего свою собственную природу, а пророда воды явилась лишь своего рода зеркалом, которое отразило индивидуальную натуру ребенка. Так, например, наблюдением одного была скорость погружения вещества, другого — направление, а третий обратил больше всего внимания на траекторию. Но самым любопытным и, по крайней мере для меня, важным моментом в этой демонстрации было то, как дети делали выводы из этого наблюдения. Так, выводы распространялись не только на взаимодействие неорганических веществ (мертвой материи), но и на человеческую природу, т.е. сразу возникло побуждение классифицировать людей на «теплых» и «холодных» и анализировать темпераменты людей с точки зрения их способности ассимилировать внешние воздействия. Шестиклассники даже разыграли две сценки: с «теплым» продавцом и «холодным» покупателем и наоборот.

Следующим было общешкольное родительское собрание. О первом собрании в этом учебном году я уже писала в посте «Школа школе рознь, или Воспитание добродетелей по-штайнеровски». На этот раз темой собрания было религиозное воспитание детей. Сначала выступавшая учительница пояснила, чтó в антропософском образовании понимается под религиозным воспитанием. Ребенок, рождаясь, приходит на Землю из духовных сфер. В первые годы его жизни происходит процесс «заземления», т.е. связывания себя с материей. И если в начале пути, сразу после рождения, ребенок больше находится под влиянием духовных сил, то в процессе «срастания» с материей земное в нем начинает преобладать, а духовная память сходит на нет. Длится этот процесс 6-7 лет, и завершение его наступает в период смены зубов с молочных на постоянные. Религиозное воспитание, таким образом, заключается в том, чтобы, с одной стороны, показать ребенку красоту Земли и научить его земной жизни, и с другой стороны — поддерживать в нем память о его духовной родине и предназначении.

Принимая это за основу, вальдорфское образование можно назвать религиозным, потому что вся образовательная система строится на осознании вышеупомянутой цели, и каждый этап в обучении и подборе учебного материала базируется на возрастной (духовной) специфике класса. Например (а я часто использую этот пример, потому что он мне очень нравится, он очень характерный), — обучение счету в 1 классе. Начинают с единицы. Детей спрашивают: что есть одно в мире? Конечно, некоторые ответы напрашиваются сами собой: Солнце, Луна, Земля. Совершенно ненавязчиво дети сами приходят к выводу, что если чего-то одно, то оно обязательно большое. Один мир, один Космос, один Бог (такие ответы тоже звучат).  Потом задумываются… А ведь мама — тоже одна! И я сам — тоже один! Значит…  и вот тут-то и начинается духовный элемент образования, который я ценю в вальдорфской школе. Так, число за числом, дети доходят до 12-ти (не 10-ти). 12 — очень типичное для мироздания число, и дети видят его отражение в 12 месяцах, 12 знаках Зодиака. Наблюдение детишек к этому моменту таково: чем больше число, т.е. чем больше чего-то существует в природе, тем это нечто меньше. Притом меньшее всегда происходит из большего (как, например, люди, коих миллиарды, есть производная природы и Космоса, которых по одному). Для детей число 1 становится источником всего и вместилищем, содержащим все остальные числа. И тут происходит озарение: на вопрос учительницы «Какое число самое большое?» дети часто отвечают: «Единица!» Все прямо по Упанишадам: ом пурнам адах пурнам идам 🙂 Задаток духовного мышления сформирован.

Другой пример религиозного обучения в штайнеровской школе: деление начинают изучать только в 4 классе. Почему? Потому что до этого возраста ребенок (душа) находится в единстве с миром. Только к 10 годам индивидуальная душа начинает разотождествлять себя с окружающим миром, другими словами, возникает реализация состояния «Я не есть мир, я отдéлен от него», своего рода духовное дробление индивидуума. Это как раз то время, когда вальдорфское образование основательно вводит в преподавание математики деление (хотя даже первоклассники на уроках устного счета делят каштаны с соседями по парте). В соответствии  с антропософским видением, изучение деления в более раннем периоде может ввести душу в дисгармонию с окружающим миром, поскольку для практики дробления и расчленения у духа еще нет базы.

Все, я иссякла на сегодня. В другой раз продолжу — расскажу об открытом уроке евритмии (Господи, это еще что, почти слышу я 🙂 ), о карнавале и о том, как второклассники мастерят сами для себя бамбуковые флейты, потому что в 3-м классе у них начнутся уроки игры на флейте.

Понравилось? Подпишитесь здесь на все свежие сообщения моего блога! Можно оформить подписку по почте здесь — тогда все новости будете получать в почтовый ящик.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вальдорфская школа, Детское с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s