Праздник Ивана Купала в вальдорфской школе, 25 июня 2010 года


Вальдорфская школа здесь, в Голландии, кажется, единственная, отмечающая этот старинный праздник. Называется он здесь Синт Ян (Sint Jan), или, по-нашему, Святой Иван. Официально отмечается он в христианстве 24 июня и связан с памятованием Иоанна Предтечи. В антропософской же традиции к каждой важной христианской дате, помимо религиозного, привязывается и астрономический смысл. Так, день Святого Ивана имеет отношение к летнему солнцестоянию и у славянских народов известен как праздник Ивана Купалы.

Вообще, вальдорфское образование исходит из ритма дня и годового цикла. Праздникам, являющимся вехами годового цикла, уделяется много внимания в антропософских школах. Это Рождество, Пасха, Троица, праздник Ивана Купала, а также другие важные даты — день Святого Михаила и Сретение.

Почему вальдорфская школа уделяет столько внимания определяющим астрономическим событиям? Рудольф Штайнер подробно объясняет значение этого в своей книге «Сопереживание годового кругооборота в четырех космических имагинациях» (кстати, давно хочу приобрести эту книжку, да все никак не получается — то ее в продаже нет, то еще что-нибудь…). Если выразить эту мысль очень коротко, то каждое важное астрономическое событие оказывает сильное влияние на наше физическое, психическое и духовное состояние. Другими словами, поворот Солнца летом меняет радикально каждое из вышеназванных состояний «Я», предопределяя человека к иной деятельности, чувствованию и переживаниям.

Вот кусочек из самого Штайнера:

«Фактически дело обстоит так, что, когда человек проходит годовой цикл, в его организме протекают различные процессы. В середине лета в человека оказывается как бы внутреннее вотканным то, что, так сказать, внешне, грубо материально проявляется как сера. Это внутренняя сульфуризация, которую переживает человек в своем физически-эфирном существе, если он сопереживает летнее солнце и его воздействие.» […]

«Этот процесс сульфуризации, протекающий в теле человека в середине лета, играет огромную роль в эволюции космоса, хотя он нежен и тонок, и сам человек его не воспринимает. Многое происходит здесь, в космосе, когда летом люди начинают внутренне сульфурически светиться. Не только Ивановы жуки (светлячки. -Прим. пер.) светятся для физических глаз человека к Иванову дню. При взгляде вниз с других планет, для эфирных глаз инопланетных существ к Иванову дню внутреннее людей становится светящимся, сияющим существом. В середине лета для инопланетных существ люди начинают блестеть, излучать свет в мировое пространство, так же как к Иванову дню блестят на лугу светлячки. Для космического наблюдения это — красивое и величественное зрелище, ведь это величественный астральный свет, который в середине лета излучают люди в космос.» […]

Вот как проходил этот праздник в нашей школе. Сначала дети и родители собрались вокруг центрального места — того, где позже должен будет запылать костер. Дети пели разные песни — на голландском и английском языках. Пение сопровождала «живая» музыка: группа учителей, родителей и старших учеников играла на музыкальных инструментах.

sint jansfeest rudolf steinerschool haarlem

После пения каждый из шести присутствующих классов показал свой танец — опять-таки вокруг будущего костра.

Затем всем устроили перерыв на пикник, после чего началась вторая, детьми особо любимая, часть праздника. Шестиклассники традиционно возжигают огонь с помощью факелов, у них есть своего рода ритуал, хотя и очень простой.

sint jansfeest vrije school haarlem

Так горел купальский костер.

sint jansfeest rudolf steinerschool haarlem

Пока огонь пылает, детям рассказывают какую-нибудь сказку или историю. В этом году таковой была история про некую Василису, дочь богатого мельника, которая была влюблена в бедного пастуха и не желала выходить замуж за навязываемого ей отцом зажиточного крестьянина Ивана. Тогда отец обещал отдать ее в жены тому, кто в купальскую ночь осмелится пойти на болото и найти там цветущий папоротник. По пути оба должны были — как и положено — противостоять нечистой силе, и в результате, конечно, победила любовь: пастух принес-таки волшебный цветок и женился на Василисе.

Это, как уже можно было догадаться, история с русскими корнями.

sint jansfeest rudolf steinerschool haarlem

И вот наступает то, чего ждут все дети из года в год: прыжки через (почти угасший, в соответствии с требованиями противопожарной безопасности) костер.

sint jansfeest rudolf steinerschool haarlem

С погодой нам, как видно по фотографиям, очень и очень повезло, и, как обычно, захватили из лесу клеща, которых здесь хоть пруд пруди.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вальдорфская школа, Детское с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s